Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Реабилитация фото объективов
Форум сайта Футажик.Ру > Фото/Видеокамеры > Технические изобретения
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
in7sky
ЮСТИРОВКА ОБЪЕКТИВА И ВОЗМОЖНА ЛИ ОНА В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ?

На любом фотофоруме есть уголок где общаются разного рода самодельщики. Раздобыв необычный объектив они чтото пилят, режут, дотачивают с целью установить его на свою фотокамеру.
Самые необычные линзоблоки обретают оправу / байонет и получают право принять участие в фотосессии.

В этом нет ни чего плохого, до тех пор пока самодельщик не вмешивается в линзоблок.

Ладно когда сам для себя вскрываешь и чистишь линзы купленного задешево объектива.

Хуже когда разного рода жучки-кофееды пытаются заработать на чистке диафрагм и линз от мусора и плесени.

Объектив это точный оптический прибор, линзы которого и детали куда их устанавливают изготавливаются с точностью до "сотки".
В процессе сборки линзы тщательно центруются, а межлинзовые растояния выверяются при сборке тубусов.
Центровка линз контролируется с помощью специальных приборов и достигается тщательной укладкой линз в проточки и моментам затяжки кольцевых гаек во избежание искривления и перекоса линз.
Это очень сложно, дорого и требует высокой квалификации.

Поэтому тема потери юстировки линзоблока, в результате неквалифицированного вмешательства, одна из самых тщательно замалчиваемых этими жучками кофеварами.

В редких случаях от таких предприимчивых самоделкиных можно услышать невнятное: "визуально хуже не стало". Или "лучше пусть так, а то бы ваще пришлось бы выкинуть".
Но ведь дело в том что после доморощенной разборки линзоблока, объектив перестает быть объективом и в любом случае годен для стояния на полочке... или для продажи малоопытным любителям "волшебной советской оптики".

Чтобы внести ясность в вопрос юстировки и ее осуществимости в условиях домашней мастерской приведу главу из книги с иллюстрациями какие кофейные машины юстировочные приспособления надо иметь:

М. Ф. ЯКОВЛЕВ
РЕМОНТ ФОТОАППАРАТОВ
Под редакцией канд. техн. наук Е. А. ИОФИСА
"ИСКУССТВО"
Москва 1962


глава ЮСТИРОВОЧНЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ
Юстировка фотообъективов в заводских условиях осуществляется при помощи специальных оптических приборов. Не всякая мастерская, а тем более не всякий фотолюбитель в состоянии приобрести такую установку.
Но простейшее юстировочное приспособление нетрудно сделать самому, имея в наличии простейший объектив или положительные линзы. Рассмотрим некоторые устройства простейших коллиматоров.
Основное назначение коллиматора — создавать направленный параллельный пучок света.
Для изготовления коллиматора берется обыкновенная ахроматическая линза большого диаметра и заключается в металлическую или пластмассовую оправу (можно использовать какой-либо компонент от светосильного длиннофокусного объектива.
Линза А на рис. 7, укрепленная в оправе, должна сидеть плотно и не смещаться. Металлическая трубка (тубус) берется такого диаметра, чтобы в ней могла уместиться линза вместе с оправой. Длина трубки должна быть немного короче фокусного расстояния устанавливаемой линзы (Б на рис. 7). После того как линза будет закреплена в тубусе (при помощи стопорных винтов или резьбы), на другой конец тубуса надевается другая, более короткая трубка В с винтом Ж для зажима по тубусу. В эту трубку В встраивается плоскопараллельное стеклышко Г с нанесенным на нем перекрестием (перекрестие можно нанести при помощи алмаза или победитового резца).
Тут же на небольшом расстоянии от стеклышка с перекрестием на трубку В надевается оправа с молочным стеклом Д.

!!! Скрытая ссылка !!! Зарегистрируйтесь, чтобы её увидеть!
Рис. 7. Схема коллиматора

Оправа с молочным стеклом насаживается на трубку так, чтобы, если потребуется, ее легко можно было снять. Вся эта система короткой трубки должна плотно, но без особого усилия перемещаться по тубусу Б в ту или иную сторону и закрепляться винтом Ж.
Со стороны молочного стекла устанавливается источник света — электролампа с матовым рефлектором Е. Всю эту систему необходимо установить на кронштейн или скамейку 3, и коллиматор готов. Для получения параллельного пучка лучей необходимо коллиматор выверить на ∞, чтобы перекрестие точно установилось в фокальной плоскости объектива.
Выверка коллиматора на ∞ производится путем авто коллимации. Для этого берется плоскопараллельное зеркало и устанавливается перед объективом коллиматора так, чтобы оно было перпендикулярно оптической оси коллиматора. Зеркало должно иметь точную плоскую поверхность и наружное серебрение. После установки зеркала матовое стекло с коллиматора снимают и вместо него надевают 10—12-кратную лупу А (рис. 8).
Лупа приспосабливается так, чтобы она своим большим диаметром Б плотно входила на место молочного стекла.
Внутри лупы устанавливается слабо посеребренное зеркало В под углом 45° к оптической оси.

!!! Скрытая ссылка !!! Зарегистрируйтесь, чтобы её увидеть!
Рис. 8. Схема автоколлиматора

Над зеркалом в оправе лупы делается небольшое отверстие, над которым устанавливается источник света — электролампа. Источник света проходит через отверстие, падает на зеркало В и, отразившись от него, освещает перекрестие коллиматора. Осветив перекрестие, свет проходит через объектив, встречается с перпендикулярно установленным зеркалом, отражается от него и возвращается обратно, проходя сквозь слабо посеребренное зеркало В, попадая прямо в глаз юстировщика, который видит одновременно перекрестие сетки и его изображение, отраженное от зеркала, установленного перед объективом коллиматора. Наблюдая в лупу автоколлиматора, постепенно перемещают тубус с перекрестием до тех пор, пока перекрестие и его изображение сойдутся в одной плоскости и будут резкими. Добившись резкости, тубус закрепляют винтом и снимают авто коллиматор. Установленное положение сетки как раз и будет соответствовать фокальной плоскости объектива коллиматора.
При сборке и разборке оптических устройств часто бывает необходимо определить рабочий отрезок линзы или компонента объектива. Такое измерение осуществляют при помощи коллиматора и простейшего микроскопа.
На твердой и ровной плоскости устанавливается коллиматор А (рис. 9), перед объективом которого располагается проверяемая линза Б или компонент объектива так, чтобы их оптические оси полностью совпадали. Затем перед линзой устанавливается микроскоп В с таким расчетом, чтобы он мог перемещаться, не сбиваясь в сторону от оптических осей коллиматора, проверяемой линзы и самого микроскопа.

!!! Скрытая ссылка !!! Зарегистрируйтесь, чтобы её увидеть!
Рис. 9. Схема устройства для определения рабочего отрезка линз

Микроскоп подводят ближе к линзе, а линзу помещают так, чтобы ее сферическая поверхность была резко видна в микроскоп. Для лучшей видимости линзы ее слегка покрывают пыльцой. Под микроскопом устанавливают линейку с делениями и отмечают нулевое положение на кронштейне микроскопа.
Отодвигая микроскоп от линзы, наводят его на перекрестие до получения наивысшей резкости изображения перекрестия. Удаление микроскопа от линзы до получения резкого изображения перекрестия и будет равно рабочему отрезку проверяемой линзы.
Основной задачей при ремонте является правильная подгонка и точная юстировка объективов к фотоаппарату.
Для этой цели необходимо иметь юстировочный коллиматор. Такой коллиматор несколько схож с вышеописанным, он очень прост и его легко изготовить в условиях механической мастерской.

Любая 12-кратная лупа с червячным ходом Г (рис. 10) приспосабливается так, чтобы ее можно было ввинчивать в тубус В. Этот тубус с внутренним диаметром 42 мм имеет длину 40 мм. С другой стороны тубуса имеется проточка глубиной до 2 мм и диаметром 44 мм. Наружный диаметр тубуса 47—48 мм.

!!! Скрытая ссылка !!! Зарегистрируйтесь, чтобы её увидеть!
Рис. 10. Приспособление для юстировки объективов


В проточку тубуса вставляется круглое плоскопараллельное стекло с очень мелкой матовой поверхностью, обращенной наружу. Стекло должно быть хорошо завальцовано при помощи гладилки и шабера, так как малейшее его смещение будет нарушать всю юстировку объективов.
Со стороны, где монтируется матовое стекло, на тубусе должна быть нарезка (шаг резьбы 1 мм). Длина резьбы по тубусу должна быть не менее 6 мм. Готовый тубус ввинчивается в фокальную оправу А с держателем Д. Эта оправа имеет длину 32 мм и устроена так, что с одной стороны, где ввинчивается тубус, имеется зажимной винт Б, при помощи которого можно зажимать тубус В в любом положении при юстировке. С другой стороны оправы имеется внутренняя нарезка для ввинчивания юстируемого объектива.
Для большего удобства на тубусе В делается разделительная черта, по обе стороны которой иногда наносятся миллиметровые деления до 50 мм вправо и 50 мм влево.
Для установки исходного положения намечают нониус.
Глубомером или штангенциркулем отмечают расстояние в фокальной оправе от опорной плоскости, где ввинчивается объектив, до матового стекла. Это расстояние является рабочим отрезком и должно равняться 29 мм. Приближая или удаляя плоскость матового стекла путем вращения тубуса В, легко определить нужное расстояние.
Найдя расстояние, затягивают зажимной винт Б и наносят нониус точно против делительной черты.
Такое устройство очень удобно тем, что при юстировке объективов мы можем легко определить, на сколько нужно углубить или поднять посадку юстируемого объектива. При повороте на одно деление против нониуса вправо указывается, что объектив надо углубить к фокальной плоскости на одну сотую миллиметра, а при повороте влево, предположим на пять делений, объектив надо поднять на пять сотыхмиллиметра. Ясно, что для этого необходимо подложить подкладку толщиной в пять сотых миллиметра.
Необходимо отметить, что не у всех камер рабочий отрезок фокальной длины имеет точно 29 мм, часто это расстояние меняется, особенно от неаккуратного обращения с камерой. Тогда перед юстировкой при помощи глубомера определяют в камере расстояние от опорной плоскости объектива до фокальной плоскости камеры, то есть до плоскости размещения светочувствительного материала.
Определив это расстояние с абсолютной точностью, его переносят на оправу юстировочного коллиматора. На коллиматоре это расстояние выверяется так, чтобы оно точно соответствовало расстоянию от опорной плоскости до матового стекла юстировочного коллиматора. Только после этого можно проверять объектив на коллиматоре и судить о его подгонке к фотокамере. Если при этом будет обнаружено какое-то расхождение объектива с камерой, производят юстировку.
Юстировку камер, у которых задняя стенка открывается или снимается с корпуса, производят со стороны расположения пленки. Для этого лупа вывинчивается из коллиматора и ввинчивается в фокальную скамейку (рис. 11). Эта скамейка устроена так, что находящееся в ее нижней части матовое стекло имеет общую опорную плоскость с плоскостью нижней части самой скамейки.

!!! Скрытая ссылка !!! Зарегистрируйтесь, чтобы её увидеть!
Рис. 11. Вспомогательная скамейка для юстировки объективов

Ярко осветив матовое стекло скамейки, лупу устанавливают так, чтобы структура матового стекла была изображена резко. Затем скамейку прикладывают к задней плоскости камеры с расчетом, чтобы матовое стекло опиралось на всю фокальную плоскость камеры. После этого наводят и проверяют установку объектива на ∞.
Для определения разрешающей способности объектива пользуются так называемой мирой — испытательной таблицей. Эта таблица составляется из отдельных черных штриховых групп на белом фоне.
Проверяемый объектив ввинчивают в юстировочное приспособление, которое затем укрепляют на штативе и наводят на миру. Затем через окуляр приспособления просматривают, как четко и подробно различимы мельчайшие штрихи миры и сколько линий на миллиметр укладывается по матовому стеклу. (Подробно о мирах см. книгу П. А. Ногина „Фотографический объектив").
Плохим качеством изображения следует считать:
1) нерезкое изображение полос с размытыми краями,
2) сдвоенное изображение полос,
3) наличие на краях полос ореолов,
4) искажение форм полос и
5) недостаточную контрастность изображения полос.

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++


Как видно из приведенного текста изготовление и юстировка в домашних услових даже такого примитивного коллиматора дело сложное, дорогое и затратное как по времени так и по материалам.
Где взять столь необычные зеркала?
Где взять ахроматическую склейку? Разбирать Таир-3?
Где взять матовое стекло?
Где взять плосокпараллельную пластинку (оконное стекло неподойдет) и каким образом вырезать потом идеальный круг?
Как разметить перекрестье?

Я сильно сомневаюсь в том, что неквалифицированный слесарь самоучка без токарного станка (именно такие встречаются чаще всего) и образования в области оптики будет тратить время и деньги на изготовление именно этого коллиматора.
Дело в том что данная конструкция предназначена всего лишь для точной юстировки дальномерных объективов под конкретную "тушку". Причем речи о разборке линзоблока даже не идет!

Приспособления для юстировки линзоблоков намного сложнее и точнее, а с учетом отсутствия конструкторской документации просто невозможна, поэтому скорее всего такой жучек более разумно распорядится временем, короче говоря продолжит пичкать неопытных и неискушенных фотолюбителей своим субъективным бредом об объективах, разглагольствовать о прошедшем "золотом веке оптики" и пиариться на всех углах...

p.s. Возможно моя речь излишне груба в отношении отдельных "добрых" перепильщиков, готовых исполнить, как говорится, любой каприз ... за Ваши деньги.

Имхо, такие "доброделы" не достойны жалости - замалчивание информации приравнивается к обману.
nukemall
Какое свирепое трололо...

Надо отличать юстировку рабочего отрезка объектива (про что приведённый текст) и юстировку отдельных оптических элементов объектива.
Юстировку(для установки на "зеркалки" или "беззеркалки") рабочего отрезка объективов с постоянным фокусным расстоянием и фокусировкой перемещением всего блока линз можно делать "на глазок", от неё не зависит ничего, кроме фокусировки на бесконечности. Конечно, в условиях мастерской лучше пользоваться спец. приборами - не из всякого окна бесконечность бывает видна, да и ночью её, опять-таки, бывает не видно.
Юстировка рабочего отрезка зумов и всяких хитровыгнутых фиксов(обычно макро и светосильных "шириков") - дело другое. В этом случае, действительно, требуется весьма высокая точность. Впрочем, обычно вполне достижимая при использовании почти любой цифровой камеры и видимой бесконечности.

Юстировка же оптических элементов - дело хитрое. Во-первых, большинство объективов разрабатывались и разрабатываются так, чтобы без неё по возможности обойтись. Во-вторых, если она потребуется - как, например, порождениям сумрачного гения Meyer Optik после дилетантской чистки - произвести её, не зная методик и не имея ТУ, крайне сложно, даже имея всё надлежащее оборудование. Вот растопырена задняя линза у "Домиплана" на трёх косых винтиках, и попробуй догадайся, как и в каком порядке их крутить, какого результата добиваться? Посему перед разборкой лучше внимательно посмотреть, что стоит разбирать, а с чем лучше так помучиться.
in7sky
in7sky
in7sky
нет не пробовал.

поищите и скачайте файл j9service.pdf
!!! Скрытая ссылка !!! Зарегистрируйтесь, чтобы её увидеть!


Еще Бианор занимался этим вопросом !!! Скрытая ссылка !!! Зарегистрируйтесь, чтобы её увидеть! правда не М39.


Вообще если есть доступ к токарю там проблем быть не должно.
in7sky
Цитата(Paintforge @ 13.1.2012, 22:11) *
Черные не хвалят что-то: мылят, говорят, сильно.


странные люди, а чего еще ждать от мягкого портретника на открытой? Жесткой резкости как у Индустара?
Аксакал
Разница очевидна.
Может это только в данном экземпляре или этим грешит вся серия?
in7sky
Полнейший бред.

Букву П перестали писать в начале 60-х. Ибо к тому времени объективов без однослойного просветления не выпускалось.
Ну еще пример, когда появились полупроводниковые диоды и транзисторы на радиоприемниках и телевизорах некоторое время гордо писали сколько их в схеме.
потом перестали, но ведь транзисторы там остались.

Ранние белые имели просветление с сиреневым отливом заточенным на ЧБ съемку.
У кинообъективов наблюдалось красноватое просветление.
Объективы серий -2 и М имели янтарное просветление заточенное для правильной цветопередачи обращаемых пленок.


Многослойное просветление появилось на гражданской оптике в СССР в начале 80-х. Имеет зеленоватый цвет.
В многолинзовых схемах МС появилось раньше.

Технология нанесения просветления примитивна, потому когда народ привык - перестали писать даже гордые букоффки МС.
Это подразумевалось по умолчанию.

Вообще так, когдато Королев написал: Луна - твердая, Я пишу: Юпитеров-9 без просветления (одно или многослойного) НЕ БЫВАЕТ!
in7sky
Цитата(Paintforge @ 15.1.2012, 10:04) !!! Скрытая ссылка !!! Зарегистрируйтесь, чтобы её увидеть!
!!! Скрытая ссылка !!! Зарегистрируйтесь, чтобы её увидеть!

Примеры фотографий. > Юпитер-9 f2.0/85
!!! Скрытая ссылка !!! Зарегистрируйтесь, чтобы её увидеть!
in7sky
Цитата(Paintforge @ 15.1.2012, 13:32) *
Шутку понял. Смешно.
Ни чего смешного. все серьезно.

вы верите в теорию заговоров?
А давайте я ее Вам вот что раскажу: дело в том, что тем/веток где пишут о мануальной оптике мало, все они в топике поисковиков.
Их авторы беззастенчиво занимаются пиаром, перепродажей, копипастой и рерайтом.

Стоило одному продавану написать что Гелиос-40 85/1,5 лучший для съема девушек - как тут же на него сильно выросли цены, а чтобы цены на него росли еще сильнее надо охаять более многочисленный и потому сильно дешевый Юпитер-9 85/2.
Вот и рождаются мифы и легенды о "софте" черных Юпитер-9.

Достоверной информации нет ни у кого.

Во всяком случае люди покупают черные Ю-9 и потом чтото не пишут о софте и плохом качестве.

Вы всегда можите зайти на молоток, найти завершенные аукционы и задать вопрос покупателю черного Ю-9.
in7sky
Только что вернулся с корпоратиииикк.


Цитата(Paintforge @ 15.1.2012, 14:19) !!! Скрытая ссылка !!! Зарегистрируйтесь, чтобы её увидеть!

Аффоры очень плохо разбираются в истории, названиях заводов и просветлении.Красногорский завод назывался - КМЗ.
Черные Ю-9 на КМЗ НИКОГДА НЕ ВЫПУСКАЛИСЬ!

Цитата(Paintforge @ 15.1.2012, 14:19) !!! Скрытая ссылка !!! Зарегистрируйтесь, чтобы её увидеть!
Брал свой Таир-11 белый за 2300

Я купил Таир-11А черный за 1000. Просто купил потому что дешево, а не потому что был нужен. Для кропа 135мм длинно очень.

Цитата(Paintforge @ 15.1.2012, 14:19) !!! Скрытая ссылка !!! Зарегистрируйтесь, чтобы её увидеть!
) или мануальный полтинник от Никона c работающей "прыгалкой" (поставил и снимай). Никоновский полтинник на молотке, к слову сказать, !дешевле!,


Я давно убедился на собственном опыте, мануальная оптика хороша как эффектный фильтр.
Тот же Гел-40 это генератор боке и ни чего больше. Портреты, даже одиночные него ужасные.
К генераторам боке можно отнести ГК-44, ГК-77 и отчасти ГК-81.

Везде пишу - Индустар-50, 61 без труда заменяется китовым 18-55.
Тамрон или Сигма 28-75/2,8 заменит Вам Ю-9, Таир-11, Триплеты и вообще те объективы которые имеют правильное, ватное боке.

Если Вам нужен генератор лимончиков то купите системный полтос 1,4.

Имеется смысл покупать старое стекло только если Вы снимаете редко (например длинный телевик), или если системное стекло стоит запредельно.

Я готов продолжить разговор о теории заговоров. Вместо предисловия: известно что пленочные ширики для кропа и даже фф не слишком популярны. Покупаются эффектные рыбоглазы, а обычные как то не очень.
У шириков на цифровой матрице возникают проблемы с косыми лучами, перспективой, ну и наконец тот же китовый на 18мм конце лучше МИР-1, МИР-10 и МИР-20.

Так вот, в последнее время один интернетовский персонаж стал упорно рекламировать особосветосильный 35мм ширик в качестве портретника, причем до этого он усиленно пиарил ГК-40.

За десятки лет ни один мэтр фотографии не предлагал такие объективы для обычной портретной съемки, для шаржей и пародий не возбранялось. Всегда считалось что ширик хорош для групп, полтос для ростовых и .т.д. чем длиннее тем крупнее.

А теперь возьмем того же нестера. Он очень хвалит МИР-1 (Честно говоря я особой разницы между МИР-1 и китом на 37мм не увидел).
Так в чем же дело?
Мир-1 это массовый и дешевый объектив, он может стать "мехом мексиканского тушкана" для фотоэллочек у которых нет 20 тыров на самъянг.
Мир-1 оооочень трудно переделать на Никон, сделать это может только опытный перепильшик, вот поэтому можно предположить, что Мир-1 расхваливается для того чтобы народ брал и нес в перепилку.
in7sky
Хочу еще добавить пару слов пока самбука не выветрилась.

Коснуть СВЕТОСИЛЫ.

Исторически особая светосильность было нужна технической оптике, в основном военной и медицинской.
Военным надо было документировать показания радаров, гидролокаторов и т.п., а в медицине в основном флюорография и рентген.

С одной стороны светосилой компенсировали низкую чувствительность фотоматериалов и быстротекучесть процессов, а с другой стороны берегли здоровье пациентов от переоблучения.

На одном из немецких сайтов вычитал, что немецкие оптики считали 1:2 практическим пределом для любительской фотографии.

В пленочную эпоху законы маркетинга работали не хуже чем в цифровом мире.
Один из распространенных приемов заставить купить чтото новое сделать это новое чуть круче чем у конкурентов.
Вот и началась гонка за светосилу. А народ тут же начал мериться, с условием: у кого дырка больше тот круче.
Современная техника без особого труда реализует 1:3,5 и 1:4 с качеством недостижимым старым 2,0 и 2,8.
Но все равно желание подвинуть соперника светосилой (ведь больше и нечем) приволит к появлению очень странных объективов, например ширика 35/1,4.
Если посчитать ГРИП этого объектива на ФФ для 1,4 2 2,8 и 4 то окажется что разница в ГРИП на дистанции от 0,5м до 3 м несущественная.

Так вот, чем же вызвана усиленная реклама на некоторых форумах особой светосилы для портретов и вообще любых видов фотосъмки?
Если в кратце, то только желанием навариться на тех кто ни чего не понимает в данном вопросе.

Попробуем разобраться в некоторых аргументах сторонников везде и всюду снимать на открытой.

Первый аргумент: малая ГРИП присущая исключительно особосветосильной оптике.
На самом деле известно, что портрет от пояса и крупнее снимается на фокусном 80-100мм с дистанции 1...3 метра. Если посчитать ГРИП то оказавается что разница ГРИП между 1:1,4 и 1:2,8 (даже 3,5!) несущественная.

Второй аргумент: портреты снятые особосветосильной оптикой обладают сказочным объемом и ругают прочие за "аппликации". К сожалению сказать, что объем проявляется только на крупнолицевых портретах занимающих не менее 50% кадра забывают.

Третий аргумент: особая светосила в купе с низким разрешением старой оптики на открытой сильно подавляет дерматологическую проблему (поры, волоски, морщинки, дефекты макияжа).
Кстати, на первый взгляд большая доля правды в этом есть - на цифровых матрицах "мыльные" Гелиосы-44 просто "режут"...если разглядывать полноразмер на мониторе, где при большом увеличении на кадрах сделанных резкой оптикой видно всё.
Но ведь мало кто в настоящее время печатает крупнее 10х15.
При такой печати все мелкие детали скрадываются. В этом легко убедиться самостоятельно.

Технически речь идет о недоисправленных аберрациях объектива на открытой, но пиарщики забывают сказать что есть группа сверх дешевых объективов со схемой Петцваль, Триплет, Триотар успешно справляющихся с дерматологией на 2.0, 2.8 и даже 4.0!
К примеру проекционный Триплет 75...80/2,8 имеет разрешение (по Лишневской) 30...10 лин/мм на пленке изопан с (в справочнике Яковлева указано 65...35 лин/мм, но для изображения 50х!)
Очень интересен в данном вопросе Гелиос-65 (35...15 лин/мм), он имеет разрещение даже ниже чем у Гелиос-40.
in7sky
Цитата(Paintforge @ 17.1.2012, 17:56) !!! Скрытая ссылка !!! Зарегистрируйтесь, чтобы её увидеть!
на 85мм при f2 картинка объемная даже на ростовых портретах, не говоря уже о поясных.

Я забыл добавить: в большинстве случаев объем является следствием правильной композиции, ракурса и выбора типа перспективы.
Очень трудно добиться объема на анфасных кадрах во весь кадр.

Опять же объем сильно привязан к размеру отпечатка и дистанции разглядывания.

Цитата(Paintforge @ 17.1.2012, 17:56) !!! Скрытая ссылка !!! Зарегистрируйтесь, чтобы её увидеть!
А вот для постеров нужно хорошее стекло.
Кто бы спорил, я предпочел бы более резкое. Резкий кадр испортить проще, а вот выташить резкость из "пиксельного супа" невозможно "по теореме Котельникова".
С другой стороны я печатал сына А4 с Триплетов для бабушек, потребовалась только тональная коррекция.

Хороший объектив это тот которым удобно снимать не напрягаясь самому и ненапрягая окружающих.
Знаете какая основная проблема владельца зеркалки на свадьбе?
Гости. Которые кричат: чего ты так долго снимаешь!!! Мы мол уже по 30 кадров iPADом сделали, а ты копаешься!

Я знаю мнигих фотографов, и у каждого свой набор оптики для одного и того же мероприятия.
Ктото снимает фикс полтосом, ктото одним, ктото двумя малократными зумами, кое у кого больше 6 объективов и помощник с рюкзаком...

Я не против мануальной оптики, пусть юзают. Моя цель предоставить апокрифичный пласт информации скрываемый от жаждущих светосилы и волщебства. Если я уберег хоть нескольких человек от разочарований и ненужных трат - то значит писал не зря.

К сожалению у многих увлечение мануальными фиксами переростает в простой шопинг по барахолкам с целью скупки легенд и редкостей.
Добытый объектив кое как приставляется к камере и делаются снимки предметов некрупнее кошки с огоньками елки на заднем плане.
Кадры с боке выкладываются на всеобщее обозрение, а сама линза задвигается на полку и начинается поиск следующей легенды.

Был бы я профессиональным психологом я бы провел иследование на тему "причины возникновения шопоголизма среди начинающих фотографов и методы коррекции"...

Про разумные причины купить мануальный фикс или зум я уже писал выше.
in7sky
Информация к размышлению.

Уверен, то что написано ниже, у многих вызовет чувство неприятия и осуждения.
Но моя цель не угодить чьим то чувствам или ожиданиям, а беспристрастно привести прямые и косвенные факты, немного по рассуждать, а уж к каким выводам придет читатель – его личное дело.

Читая эту ветку, многие наверно обратили внимание на странности автора, с одной стороны он пилит мануальную оптику, а с другой стороны автор как бы не советует ею пользоваться.

Должен в очередной раз сказать: во первых пилю я для собственного удовольствия и поддержания квалификации. Во вторых я пилю и рассказываю об этом подробно насколько это возможно чтобы другие не боялись лезть в механику объектива.
Я не занимаюсь перепилкой за деньги, автор не торгует оптикой (только покупает).
Я не рекламирую мануальные объективы, не накручиваю цены на одни и не охаиваю другие…
Прагматичность, холодный расчет, воспитательный сарказм и минимум эмоций – моя так сказать парадигма.

В процессе познавания морально устаревшей оптики я испытывал многообразие чувств от «ай да я – обманул железяку!» и «вот же черти – какая гениальная конструкция», до извечного философского вопроса – «почему мы не европа/япония?».

С одной стороны оптика выпускавшаяся в СССР с середины 50-х, имела довольно высокие технические характеристики, а с другой стороны странное чувство возникает от знания того, что гражданская оптика была:
Или военными/специальными разработками – Таиры, Телемары и т.п.
Или репарационными – Юпитеры-3,6,8,9,11,12, Гелиос-44, Мир-1.
Или удешевлёнными копиями иностранных объективов – Рубин-1, Миры начиная с №1, Юпитер-21,37, Зенитары, Веги, Волны, Эры...

Настоящий шок испытываешь, когда читаешь постановления ГКО «О вывозе оборудования…»
!!! Скрытая ссылка !!! Зарегистрируйтесь, чтобы её увидеть!
А ведь вывозились не только заводы, вывозили телефонные станции, медлаборатории, операционные, ресторанное и кухонное оборудование, кинотеатры целиком и т.д.
Большинство советских боевых ракет (по диаметру баков) многие десятилетия были привязаны к технологической оснастке на которых вальцевали обечайки для копии известной вунддервафли V-2. Имхо, из исконно-посконных можно назвать разве что лапти и лучину. Ведь даже самовар с матрешкой и те скопировали...

Оптическая промышленность СССР поставляла на прилавки необходимый минимум объективов для всех видов съемки, но эти объективы десятилетиями стояли на конвейере, претерпевая лишь косметические изменения под давлением мировой фотомоды. Ведь «оптика на экспорт» была важной статьей дохода во времена СССР – вот и приходилось кувыркаться…

И к чему пришли спустя эти самые «несколько десятилетий»?
На Сайте НТЦ КМЗ нашел следующую цитату из газеты "Советский Патриот" N70 (3781) от 02.09.1988 г: «….наш завод (КМЗ) не может освоить производство надежной и простой механической камеры с параметрами, которые нужны фотолюбителю, то есть с полем видоискателя свыше 80 процентов, светлым фокусировочным экраном и шкалой выдержек от секунды до 1/1000 секунды…». Обратите внимание на дату – 1988 год!
(Вебмастер НТЦ КМЗ прокомментировал этот абзац: Журналист попросту не прав. КМЗ выпускал такие фотоаппараты. Достаточно вспомнить "СТАРТ". Проблема была в другом: на отечественном рынке они не находили спроса, а экспорт для таких камер был фактически закрыт...)

Или вот еще, недавно хорошо осведомленный Вебмастер НТЦ КМЗ написал: «…Уже с конца семидесятых годов прошлого века японцы делали такие фотоаппараты, на уровень которых мы так и не смогли выйти..."
Я лично сместил бы дату «уровня» к концу 50-х, но об этом чуть ниже…

В форумных срачах часто упоминается «золотое десятилетие» ставшее неким серебрянным веком гражданской оптики СССР.
Обычно в таком случае называются 60-е годы, годы производства «белых» резьбовых объективов М39, причем исключительно на КМЗ.
Оставим эти утверждения на совести авторов, которые материально заинтересованы в подобных голословных утверждениях высосаных почти с потолка.
Доморощенные "газетные" (без мир!) тесты одного "белого" объектива против одного "черного" – некорректны, слишком мала статистика.
Никаких причин верить им нет. Все жиждется на субъективных впечатлениях и тестах которые ни кто кроме заинтересованного тестера проверить не может!

Вариации этого словосочетания стали рекламным слоганом продавцов и тех кто подвизается на перепиливании старой советской оптики за Ваши деньги.
Ни кто не мешает предположить другую версию: репарационное оборудование вывезенное в 1945г. к середине 60-х уже износилось и потеряло точность (если не раньше, ведь к моменту демонтажа оно и так было неновым, + перевозка, + 20 лет прошло) . По косвенным данным массовая модернизация КМЗ произошла в конце 60-х-начале 70-х. Об этом говорят улучшившиеся оптические характеристики объективов серии 2 (выросло разрешение, улучшилось просветление, изменилась окраска) и применение в новой линейке объективов серии М и Зенитар новых технологий, в частности точное литье из пластика.
Есть еще один факт который мешает мне поверить в "золотой век качества" - это катастрофическая нехватка рабочих рук в периоды с 1946 по 1949 с 1954 по 1965 (об этом ниже) и колоссальные затраты СССР на атом, ракеты, космос и пр. первоочередные нужды.
Я на днях разговаривал со старым электриком (ему под 80), он расказывал что в 50-60 предпритие на котором он работал (крупный машиностроительный завод в области энергетики) совершенно не снабжался электроаппаратами, так они делали самодельные трансформаторы, пускатели, магнитные станции. Даже кнопки!

Тут еще следует сказать, что рынок вторичной оптики России и СНГ довольно узок изза низких доходов населения и ограничивается в основном перепродажей старой советской фототехники и оптики. Причем довольно часто наблюдается продажа на рынке СНГ сильно поврежденных экземплров (плесень, мусор, крупные царапины, коррозия, потертости, вмятины и т.п.) - те что выглядят лучше идут на ебей...
Оптика с аукционов Китая, Японии и Европы (изучая асортимент их барахолок просто впадаешь в кому, на фоне ограничености набора и малых партий объективов в ссср) попадает на площадки пока (когда нибудь ктото додумается вывозить японскую оптику контейнерами и продавать в россии) по довольно высоким ценам но пользуется неизменным спросом. Чтобы к ним, по марже, подтянуть 50 летние советские раритеты и нужны слоганы: легендарный, волшебный, чудо-объектив...
А так же мифы, оды, эзотерика и прочее субъективное мумбо-юмбо, которые часто видят лишь авторы их пишушие.

Изучая историю оптической промышленности СССР, а конкретно КМЗ, можно увидеть следующие периоды:
Примерно до 1956 года промышленность восстанавливалась от последствий войны.
Происходило освоение вывезенного оборудования, документации, улучшались базовые технологии (в частности боролись с газовыми пузырьками в оптическом стекле). Персонал нарабатывал квалификацию.
К сожалению не обошлось без ложки дегтя - в этот период все отрасли промышленности испытывали сильнейшую нехватку молодых рабочих рук, вначале молодые люди отправлялись на востановительные работы (1946-1949), а чуть позже молодежь и постарше с большим энтузиазмом поехала поднимать целину
Оставшийся персонал каким то чудом умудрился поставить на конвейер (1957-1958гг) целую гамму новейших объективов для зеркальных камер, тех самых "белых" М39, которым (в другой одежке) суждено было производиться до скончания СССР.

В течение примерно 6-7 лет (почти до середины 60-х. ) продукция соответствовала мировому уровню, с оговорками конечно.
Этот период замечателен ещё и огромным числом в основном молодых работников которые (вслед за невернувшимися целинниками) отправились на комсомольские стройки семилетки (1959—1965). Что не могло не сказаться на качестве продукции и разработок.

Затем примерно 5-6 лет происходило плавное и потому незаметное снижение потребительских качеств оптики на экспорт. Это привело к тому что в конце 60-х /начале 70-х на КМЗ была проведена модернизация всей гаммы объективов. Они стали М42 и оделись в черные оправы. Кроме того поменялось просветление ("под цветной слайд"), если верить описаниям подросла разрешающая способность. Подозреваю это стало следствием замены изношенного репарационного оборудования, на более точное современное.

Вроде бы все в шоколаде, если не вспомнить что еще в 1959 был представлен миру системный профессиональный фотоаппарат Никон F. За несколько лет он завоевал рынок и стал законодателем моды и генеральных линий развития на долгие годы.
Для специалистов КМЗ это был как минимум культурный шок – ни кто наверно не ожидал подобного от страна которую всего 14 лет назад победили подчистую.

Реплика Вебмастера НТЦ КМЗ: Шок? С чего бы?
Ответ: Ни кто не ожидал такого рывка от разгромленной Японии, тем более в момент триумфа Советского Космоса!


Изменилась мировая фотомода, возможно были составлены докладные записки специалистов, ктото из министерства дал ход работам чтобы "догнать и перегнать" (это лозунг хрущевских времен), !!! Скрытая ссылка !!! Зарегистрируйтесь, чтобы её увидеть!, в конце концов был налажен выпуск Зенитов-ЗМ, которые сменила линия Зенитов-Е.
По двум причинам отдельно следует сказать о Зенит-ЕМ, выпуск которого начался в конце 1972 года. Во первых потому, что у него наконец появилась моргалка и оптика с нижним расположением кольца диафрагмирования...спустя 13 лет после появления подобных решений у Никона.
А во вторых в 1972 фактически была предрешена судьба пленочных фотокамер, была запатентовано «полностью электронное устройство для записи и последующего воспроизведения неподвижных изображений» на основе ПЗС-матрицы и магнитного носителя.

Короче говоря, перегонять было уже невозможно, а догонять слишком поздно: TTL - замер удалось внедрить лишь к концу 70-х, МС просветление - только к середине 80-х (на десять лет позже чем у Никона)
появилось у Никон на ВСЕХ объективах с 1973, у Лейки даже раньше – в 1957(!).
Отставание в базовых технологиях достигло критической точки к концу 70-х, когда в фотокамеры стали встраивать сложную электронику и мехатронику. А в начале 80-х хоть и примитивные, но полностью цифровые камеры стали обычным коммерческим продуктом.

Следует сказать, что немного продлило агонию то, что массовая гражданская фото и оптическая продукция КМЗ не относилась к высококлассной/профессиональной и была рассчитана в основном на любителей и продвинутых любителей как на нашем закрытом рынке ("профессионалы" использовали Зениты от безысходности, а остальные успешно юзали Смены), так и за рубежом.
Это привело к чудовищному симбиозу бедных (финансово) фотолюбителей с неповоротливой плановой экономикой (ориентированной на крупносерийный выпуск максимально дешевой и простой техники), разорвать который никому не удалось.
in7sky
Чертеж переходного кольца КП-А / Н для советских объективов серии "А"


Выкладываю два чертежа переходного кольца КП-А/Н.

Первый, несколько неразборчивый чертеж был опубликован в Советском ФОТО №2 1988г. стр.40:
!!! Скрытая ссылка !!! Зарегистрируйтесь, чтобы её увидеть!

Чертеж сопровождался текстом:
По просьбе многочисленных читателей даем чертеж адаптера «КП-А/Н».
Адаптер (см. рисунок) предназначен для присоединения к фотокамерам с байонетом «Н» сменных объективов серии А (от фотокамер типа «Зенит»):

«Юпитер-11А» 4/135; «Юпитер-37А» 3,5/135; «Таир-11А» 2,8/135; «Телемар-22А» 5,6/200; «Юпитер-21А» 4/200; «Таир-ЗА» 4,5/300; «ЗМ-5А» 8/500; «МТО-500А» 8/500; «МТО-1000А» 10/1000; «Мир-1А» 2,8/37; «Мир-10А» 3,5/28.
В конструкции объективов серии «А» предусмотрена возможность замены хвостовой части оправы (адаптера). В данном случае адаптер с резьбой М42Х1 снимают, а вместо него устанавливают байонетный адаптер «КП-А/Н». Оправы объективов серии «А» с установленным адаптером «КП-А/Н» согласованы по рабочему отрезку с фотокамерами «Киев-19», «Киев-20», «Киев-17» и «Никон», поэтому пределы фокусировки (от ближнего предела объектива до бесконечности) не изменяются.
Паз размером 2±0,03 фрезеруется на глубину образующей поверхности до размера 7,5 мм от левого торца детали до края паза; резьбовое отверстие II—Ml,4.
Внутренние поверхности кольца покрыть черной глубокоматовой эмалью; углубление I залить красной краской; снаружи кольцо можно покрыть черной эмалью. Материал— труба Д16Т.



Более качественная версия был опубликован в №6 1988г. стр.45:
!!! Скрытая ссылка !!! Зарегистрируйтесь, чтобы её увидеть!
Vatra
В 1988 может это было актуально, но не сейчас, когда его !!! Скрытая ссылка !!! Зарегистрируйтесь, чтобы её увидеть! копейки, а если заказывать точить, то обойдётся в разы дороже.
in7sky
Мало ли. Может кому пригодится.

Мне например в свое время не попались эти чертежи когда я укороченное КП-А/М42 делал.
Vatra
Кстати, видел такой переходник даже с одуваномdefault_rolleyes.gif)
in7sky
На днях увидел полнолуние и решил сфоткать на мобилу.
Объектив камерофона имеет ф.р. 5,81 мм.
Найти данных о физическом размере или диагонали матрицы мобильника не смог, но предположительно 1/3,2".....1/4" (4,5х3,5мм, диагональ 4,5мм).
Вероятнее всего 1/3,2", это кроп 7.62, следовательно эфр = 44мм.

44 мм х (16х) = 705мм!!!! Неслабый телевик...

Гдето вычитал, что существует эмпирическое правило – на негативе (24х36мм) изображения Солнца/Луны имеют диаметр примерно в сто раз меньше фокусного расстояния объектива. Поэтому получить солнце "во весь FF-кадр" можно только сверхдлиннофокусной оптикой с фокусным расстоянием не менее 1000....2000мм.
Вывод: максимальный диаметр Солнца=Луны влезающий в ФФ кадр равен 24мм.
При указанном диапазоне ф.р. (1-2метра) это значит что коэффициент равен 42...85, а не 100.

На моем снимке без зуммирования луна в 72 раза меньше диагонали.
На снимке с 16х зумом диаметр луны в 4...5 раз меньше диагонали кадра и занимает 15% площади.
jekaP
добрался я до своих(отданных мне в разное время) советских фотокамер.Принёс домой первую ЗЕНИТ-Е с объективом HELIOS-44-2  2/58   с знаком   Оптико-механический завод «Юпитер», Валдай.     Знак представляет собой «зашифрованную» букву «Ю»   вот здесь стоит последним  

Нажмите для просмотра скрытого текста
http://www.zenitcamera.com/qa/qa-logos.html


Вот появились вопросы:

1)Можно ли переделать под Canon 550 и  если можно то как и где (статьи и др.любую инфу)

2) После переделки , по характеристикам с каким можно сравнить из родных современых объективов(если конечно можно сравнивать)?
in7sky
Цитата(jekaP @ 13.2.2012, 18:47) !!! Скрытая ссылка !!! Зарегистрируйтесь, чтобы её увидеть!
) После переделки , по характеристикам с каким можно сравнить из родных современых объективов(если конечно можно сравнивать)?

Сравнивать надо с аналогами, т.е. с объективами имеющими схему Планар 6 линз в 4 группах 1:2 / 58мм.
Сравнивать современные схемы с древним клоном биотара трудно - врожденные (и недолеченные) болячки Гелиоса-44 присущи только ему одному.
Тут вопрос чего Вы хотите: закрутку фона / резкий кадр / малое разрешение?

Напрямую можно сравнивать только объективы Зенитар, Волна, Вега.
jekaP
Немного пошарил по молотку.Есть 3 вида :1)самый дорогой с  Чип (одуванчик) ПРОГРАММИРУЕМЫЙ, 2)средний по цене с чип (одуванчик) с фиксированными настройками: 50mm f=1.4 .3) самый простой и дешовый без чип.

Нажмите для просмотра скрытого текста
http://molotok.ru/adapter-m42-canon-eos-programmiruemyj-oduvanchik-i2114051683.html


Нажмите для просмотра скрытого текста
http://molotok.ru/adapter-m42-canon-eos-s-chipom-oduvanchik-novyj-i2084442541.html


Нажмите для просмотра скрытого текста
http://molotok.ru/perehodnoe-kolco-m42-dlya-canon-eos-ef-i2108276934.html


Какой стоит покупать ? И насколько важна роль чипа для даного случая?
in7sky
Цитата(jekaP @ 13.2.2012, 20:49) !!! Скрытая ссылка !!! Зарегистрируйтесь, чтобы её увидеть!
2)средний по цене с чип (одуванчик) с фиксированными настройками: 50mm f=1.4 .
Не знаю как на сапогах а у никонов программирование чипа на расчеты автоматики влияния не оказывают.
фок. раст. и светосила прописываются в экзиф для справки. если Вам неважно знать ЧЕМ Вы снимали а важна работа автоматики то берите этот.
Кроме того программирование тех чипов что есть у меня требует пустить десяток кадров в корзину и бесполезных срабатываний затвора.

Цитата(jekaP @ 13.2.2012, 20:49) !!! Скрытая ссылка !!! Зарегистрируйтесь, чтобы её увидеть!
И насколько важна роль чипа для даного случая?
в основном чип нужен для того чтобы камера "увидела" объектив и включила экспозамер и датчик фокусировки.
Vatra
Цитата(jekaP @ 13.2.2012, 20:49) *
средний по цене с чип (одуванчик) с фиксированными настройками: 50mm f=1.4

Этот, если не хочеться угадывать попал в фокус или нет. Наводим на объект, нажимает спуск до середины и крутим ручками. Только загорелась зелёным пикнула-сразу дожимаем.
jekaP
Поправил ссылку  на 2 вариант была ошибка.
Аксакал
Бери с чипом без программирования. Себе взял на такой же объектив.Само программирование мороки много.
Снимки резче чем на китовом,нет автофокуса,но есть его подтверждение при ручной наводке.
Мне на днях подарили новый МИР-1В 2,8/37 резьба 39(переходник есть.на 42).Со склада не распечатанный. (на крышке стрела пронзающая открытую книгу или линзу)
Что о нём можете сказать?
in7sky
Цитата(piter64 @ 14.2.2012, 11:13) !!! Скрытая ссылка !!! Зарегистрируйтесь, чтобы её увидеть!
!!! Скрытая ссылка !!! Зарегистрируйтесь, чтобы её увидеть!

оправа с кольцами имеющими мелкую насечку
!!! Скрытая ссылка !!! Зарегистрируйтесь, чтобы её увидеть!

если у Вас черный то обязан быть М42.
jekaP
Да интересно  default_blush.gif тем более есть переходник на 42 и уж напутать с резьбой трудно.Ну как найдёшь пререходник на 39 напиши как он в сравнении с китом и гелеосом
Vatra
Цитата(jekaP @ 14.2.2012, 20:47) *
Ну как найдёшь пререходник на 39 напиши

Зачем их искать? На аукционах полно. Вбиваете в поиск "повышающее кольцо М39-М42" Или точится из бронзы. У меня когда-то был Г44 на М39, так кольцо точили.
in7sky
жаль что о цвете оправы не сказано, да и серийный номер о многом мог бы сказать.


добавлю только что Вологодский оптико-механический завод (ВОМЗ) был образован в 1971 году.
Так что делать он должен был черные М42....


нужны подробности.
in7sky
Цитата(Vatra @ 14.2.2012, 20:58) !!! Скрытая ссылка !!! Зарегистрируйтесь, чтобы её увидеть!

мне таких колец токарь целую кучу наточил за полчаса.
in7sky
немного более подробная история завода ВОМЗ

!!! Скрытая ссылка !!! Зарегистрируйтесь, чтобы её увидеть!

судя по тексту раньше 1975 производить Мир-1 там не могли.


Ну и еще до кучи, в 1967 году фотоаппарат Зенит-Е был модернизирован: сменилось крепление объектива с M39x1/45,2 на M42x1/45,5 и было внедрено зеркало постоянного визирования. Однако, первоначальный вариант фотоаппарата с залипающим зеркалом выпускался до 1968 года, а крепление M39x1/45,2 продолжало использоваться до начала 1970-х годов.
Vatra
Цитата(in7sky @ 14.2.2012, 21:02) !!! Скрытая ссылка !!! Зарегистрируйтесь, чтобы её увидеть!.
Только вот цену за него ломят невменяемую.
Аксакал
А что 7$ это разве дорого?
Прошу прощения за неверную информацию,глазомер подвёл.
Резьба М42 сер-й №89005437 чёрный .На крышке эмблема стрела с луком,а на корпусе и футляре другой знак что то вроде треугольника в
центре с чёрточками по бокам.Точно ВОМЗ. Вот такой
!!! Скрытая ссылка !!! Зарегистрируйтесь, чтобы её увидеть!
Есть ещё Гелиос 44м с прыгалкой( Валдайский чёрный),хотя на крышке знак красногорского завода.№83123023
Такой покупал с зенитом11 в 1985г.
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Может кто пробовал как мир на кропе себя показал.Гелиос сам опробовал.
jekaP
Сегодня заказал 2 переходника и с фиксированной и с возможностью программирования. за всё  1145р default_blush.gif .
Аксакал
А зачем два,хватило бы и программируемого.
Можно пользоваться как не прогр-й и с программой.
Здесь инструкция по программированию
!!! Скрытая ссылка !!! Зарегистрируйтесь, чтобы её увидеть!
in7sky
Цитата(Vatra @ 15.2.2012, 0:04) !!! Скрытая ссылка !!! Зарегистрируйтесь, чтобы её увидеть!
.На крышке эмблема стрела с луком,а на корпусе и футляре другой знак что то вроде треугольника в
центре с чёрточками по бокам.Точно ВОМЗ.
оба знака знаки ВОМЗ. Крышка со старым знаком, новый знак "интерференция" на корпусе.

Цитата(piter64 @ 15.2.2012, 11:32) *
Может кто пробовал как мир-1 на кропе себя показал. Гелиос сам опробовал.
я пробовал, исключительно бытовая съемка ребенка в помещении. резкий, намного резче Гелиоса. цветопередача немного в красное но терпимо.
Аксакал
А какой объектив лучше использовать для макросъёмки через гармошку,длиннофокусные или короткофокусные(телевик или ширик)?
Bench
piter64
Скорее всего длиннофокусные. Я как-то на ширик 11-16( на кропе, Никон) попробовал одеть макрокольцо 12 мм. Минимальня дистанция фокусировки была около сантиметра-двух от передней линзы. С Юпитером 37А с фокусным 135мм - около 50 сантиметров с полным комплектом колец ( 12+20+36мм). У меха же в сумме дополнительное расстояние меж обьективом и камерой еще больше будет, так что скорее всего длиннофокусные будут уместнее, а если зумы - то на максимальном фокусном.
jekaP
Требуется промыть объективчик так как видна смазка на леписках.В нете есть путная статья как разобрать и помыть .И там для этих целей  используется бензин высокой очистки Zippo.У нас в городе не нашёл я именно этого бензина.Можно ли использовать другой? например есть какой то наш московский называется калоша ?типа такого 

Нажмите для просмотра скрытого текста
http://www.platan.ru/img_base/nn_jpg/221137119.jpg
Аксакал
Очень хороший обезжириватель (калоша)-подойдёт.
jekaP
Сегодня был успешно разобран и промыт ГЕЛИОС 44-2 default_blush.gif .Была излишняя смазка а также стружка.Бензин калоша нормально справился. default_biggrin.gif .Ждёмс кольца
jekaP
Колца прибыли default_biggrin.gif .качество хорошее.Пока пробую с фиксированной прошивкой вижу что определяет как 1.4. По сравнению с китовым 17-55  по первым фоткам не хуже точно (фото в комнате с искуственным освещением).Вообщем пытаю дальше default_biggrin.gif
in7sky
Теоретические размышления о применении объектива КАРАТ 8-40/1,2 на беззеркальных фотокамерах.
часть 1


В свете достаточно сложной (два разных линзоблока) конструкции и отсутствия нормальной диафрагмы куда либо использовать только переднюю часть затруднительно - но можно.

Первый вопрос - задний отрезок.
Второй вопрос - диаметр круга изображения.
Третий вопрос - ГРИП при такой колоссальной светосиле.

В оригинальном виде размер кадра Super8 (Кварц-8ХL) = 4,22x5,69 мм по данным НТЦ КМЗ и так написано в руководстве к камере (по данным педивикии = 5,79х4,01 мм), это почти совпадает с матрицами формата 1/2,5''.

С другой стороны задняя линза наружнего линзоблока имеет диаметр 17...18мм (на глазок), а изображение с него фокусируется на отражаюшее зеркало (и далее в очень светлый видоискатель). Размер зеркала: ~ 4х6 мм, серебрение наружное.
Логика подсказывает: раз зеркало стоит (под углом 450 у самого края задней линзы) на растоянии около 4...6 мм от задней линзы то это и есть задний отрезок объектива. И что круг изображения имеет диаметр 18мм.

По логике получается что наружняя часть объектива "кроет" 50% матрицы APS-C, и 90% матрицы 4/3" (с небольшим виньетированием в углах, после обрезки даст псевдо СФ).
Если исходить из этих соображений то КАРАТ удовлетворительно покроет любую матрицу меньше 4/3".
К сожалению я не знаю есть ли в природе компактные цифромыльницы с матрицей 2/3". Просьюмерки и суперзумы есть. Но они б/у довольно дорогие чтобы переделывать их под КАРАТ.
Да и художественная ценность Карата неизвестна.
Впрочем джедаям нужна светосила и аберрации (а они в такой оптике на краях больше всего). Судя по тому, что я прекрасно фокусировался по отражающему зеркалу на переферии задней линзы можно сказать что разрешение Карата равномерено по всему полю.
++++++++++++++++++++++++
Кстати объявлена беззеркальная система Nikon 1.
КМОП-матрица нового формата CX 1" размер 13.2х8.8 мм (грубо говоря две вертикально стоящие матрицы 2/3"), что меньше 4/3" (18х13,5 мм). коэффициент фокусного расстояния 2.7х
Штатный зум к ней 10-30мм.... а Карат 8-40. По светосиле Никон в осадке.

С небольшой виньеткой Катра матрицу 1" кроет. Вопрос только о рабочем отрезке системы Nikon 1 Даже педивикия не знает!
Судя по снимкам тушки Карат на Никон1 невстанет....
in7sky
Провел небольшое иследование оптических схем Гелиосов и их сравнение.

!!! Скрытая ссылка !!! Зарегистрируйтесь, чтобы её увидеть!
in7sky
Теоретические размышления о применении объектива КАРАТ 8-40/1,2 на беззеркальных фотокамерах.
часть 2


Сегодня перелистывал монографию Волосова и уделил внимание главе 6 "Объективы для любительской киносъемки на 8-мм пленку и формат СУПЕР-8".
Вот наиболее интересная часть этой главы:

§ 6. ОБЪЕКТИВЫ ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЬСКОЙ КИНОСЪЕМКИ НА 8-мм ПЛЕНКУ И ФОРМАТ «СУПЕР-8»
Как за границей, так и у нас находит широкое распространение любительская кинематография. Для этого используется узкая кинопленка, на которой киноизображению отведены форматы кадра 4,9x3,55 мм — на так называемой 8-мм пленке и 5,69 X 4,21 мм — на пленке той же ширины, но с увеличенным форматом кинокадра «Супер-8».
В зависимости от класса сложности любительских кинокамер приме¬няется и оптика: в простых камерах устанавливаются простые трех-, четырех- и пятилинзовые объективы с фокусными расстояниями 10— 13 мм и относительными отверстиями от 1 : 2,8 и 1 : 1,8; при форматах «Супер-8» фокусные расстояния иногда увеличивают до 14—15 мм. Впереди объектива часто предусматривается возможность применения сменных афокальных насадок: широкоугольной с увеличением 0,5, уменьшающей вдвое фокусное расстояние объектива и соответственно увеличивающей в два раза угол поля зрения, и насадки с увеличением 2, увеличивающей вдвое фокусное расстояние и соответственно со¬кращающей угол поля зрения.
В кинокамерах среднего класса сложности применяется более свето¬сильная оптика — с относительными отверстиями 1 : 1,1—1 : 1,2. Иногда эти кинокамеры выпускаются с объективом постоянного фокусного расстояния и расположенной впереди него съемной афокальной насадкой переменного увеличения, изменяющей непрерывно телескопическое увеличение в 3,0—2,5 раза, например от 0,6—0,7 до 1,7—1,8; соответственно фокусное расстояние всей системы объектив — насадка при фокусном расстоянии основного объектива около 13 мм не¬прерывно изменяется от 8—9 до 22—23 мм.

Выпускаются модели универсальных кинокамер се сменными объ¬ективами: широкоугольным с фокусным расстоянием около 6 мм, основным с f ' = 12—13 мм и двумя-тремя длиннофокусными объективами, например с фокусными расстояниями 25, 50 и 100 мм. Иногда эта задача решается применением двух афокальных насадок плавнопеременных увеличений, имеющих приблизительно трехкратные пределы изменений телескопических увеличений. Одна насадка предназначена для установки впереди основного объектива, имеющего фокусное расстояние около 13 мм, и, следовательно, изменение фокусного расстояния всей системы осуществляется от 9—10 до 27—30 мм. Вторая насадка устанавливается впереди более длиннофокусного объектива, например с фокусным расстоянием около 50—45 мм, и, следовательно, фокус-ное расстояние системы изменяется приблизительно от 30 до 90 мм.
Сложные и соответственно наиболее дорогие любительские кинокамеры выпускаются со светосильными панкратическими объективами, имеющими сравнительно широкие пределы изменений фокусных расстояний: при относительных отверстиях 1 : 1,8—1 : 1,4, а иногда и 1 : 1,2 кратность изменений фокусных расстояний достигает 4—5, а иногда и 6—7 крат.
В табл. V, 22 приведены некоторые сведения об отечественных объективах и результаты исследований иностранных образцов.

!!! Скрытая ссылка !!! Зарегистрируйтесь, чтобы её увидеть!
Далее в главе приводится несколько схем кинообъективов, в частности Агат-5 и Агат-6А:
!!! Скрытая ссылка !!! Зарегистрируйтесь, чтобы её увидеть!

Система «Агат-5» представляет собой комбинацию афокальной насадки переменного увеличения и объектива «ТАИР» 50/2,8.

Система «Агат-6А» представляет собой комбинацию афокальной насадки переменного увеличения «Пандора-6» и объектива «Март-1» 12,5/1,9.

Объектив «Март-1»
!!! Скрытая ссылка !!! Зарегистрируйтесь, чтобы её увидеть!

В энциклопедии «ФОТО КИНО ТЕХНИКА» (изд. 1981г) есть описание объектива «Гранит»:

«ГРАНИТ», название семейства сов. объективов с переменным фокусным расстоянием, применяемых в любитель¬ских кинокамерах для съёмки на 8-мм киноплёнку типа «C-8». Наиболее рас¬пространён объектив «Гранит-3» (ПФ-3), выполненный по схеме трансфокатора и состоящий из 13 линз, собранных в 9 компонентов;
содержит светоделительную призму, отводящую часть све¬товых лучей в визир кинокамеры (за афокальной насадкой перед апертурной диафрагмой). Объектив «Гранит-3» имеет фокусное расстояние f ' = 7,5—32 мм, относительное отверстие 1 : 1,4, угловое поле 2ω = 51 —13°, разрешающую силу в центре поля ок. 55 лин/мм, по полю 30 лин/мм.
!!! Скрытая ссылка !!! Зарегистрируйтесь, чтобы её увидеть!

Схема объектива «Гранит-3»: АН — афокальная насадка: СП — све¬тоделительная призма; Д — диафрагма; О — объектив.

Как видно из схемы объектив О представляет собой светосильный короткофокусный «Юпитер».
Более подробные схемы с размерами и внешним видом в оправе объектива ПФ-3 есть на стр 105 каталога Яковлева 1971г. В том же каталоге на стр. 102 есть схема и внешний вид объектива ПФ-2М:
!!! Скрытая ссылка !!! Зарегистрируйтесь, чтобы её увидеть!

Ну а так ПФ-2 выглядит внутри кинокамеры "ЛАДА":
!!! Скрытая ссылка !!! Зарегистрируйтесь, чтобы её увидеть!
Так вот, судя по всему объектив КАРАТ также представляет собой комбинацию афокальной насадки и объектива (И в собранном виде похож на оправу ПФ-2М).
Афокальная насадка переменного увеличения находится снаружи камеры, а диафрагма и собственно объектив – внутри камеры.
Отличие системы КАРАТ от приведенных выше – отсутствие светоделительной призмы. Ее роль выполняет зеркальце между насадкой и диафрагмой.
in7sky
Объективы с переменным фокусным растоянием.
терминология.

Энциклопедия "КИНО ФОТО ТЕХНИКА":


ПАНКРАТИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТИВ, смотри в статье Объектив с переменным фокусным расстоянием.

ОБЪЕКТИВ С ПЕРЕМЕННЫМ ФОКУСНЫМ РАССТОЯНИЕМ (ОПФ), объектив фото- или киносъёмочного аппарата, у которого фокусное расстояние можно произвольно изменять в пределах, обусловленных его конструкцией. Фокусное расстояние изменяется либо ступенчато — объектив с дискретным изменением фокусного расстояния, либо плавно — т.н. панкратический объектив.
В объективах первого типа фокусное расстояние изменяется в результате дискретного перемещения отдельных компонентов оптической системы или за счёт использования различных сменных компонентов. Например, в любительских 8-мм кинокамерах применяют сменные афокальные насадки, устанавливаемые перед объективом. Так, для объектива «Юпитера» в кинокамере «Кварц» используются афокальные насадки, позволяющие изменять фокусное расстояние оптической системы в целом в 0,5 или в 2 раза.
В панкратических объективах изменение фокусного расстояния достигается плавным перемещением отдельных компонентов оптической системы. В зависимости от способа (закона) перемещения компонентов различают ОПФ с оптической и с механической компенсацией смещения плоскости изображения. В объективах с оптической компенсацией компоненты оптической системы перемещаются по линейному закону, при этом плоскость изображения смещается в таких пределах, при которых изменение качества изображения почти незаметно. В объективах с механической компенсацией один или несколько компонентов перемещаются по сложному, нелинейному закону, при этом плоскость изображения остаётся практически неподвижной.
С точки зрения исправления остаточных аберрации панкратические объективы подразделяют на вариообъективы и трансфокаторы. По схеме вариообъектива выполнены, например, фотографический объектив «Рубин» и киносъёмочный объектив «Вариогоир-2», а по схеме трансфокатора — киносъёмочные объективы «Метеор-4» и «Агат-6А».

Отношение максимального фокусного расстояния к минимальному называют кратностью изменения фокусного расстояния ОПФ. У совр. фотографич. ОПФ кратность не превышает 2—3, а у киносъёмочных — достигает 10— 20. Относит, отверстие у ОПФ остаётся постоянным во всём диапазоне изменения фокусного расстояния; угловое поле 2ω изменяется в соответствии с изменением фокусного расстояния f’ (чем больше f’ , тем меньше 2ω, и наоборот); разрешающая сила обычно выше при малых фокусных расстояниях. Для расширения возможностей ОПФ, построенных по схеме трансфокатора, за афокальной насадкой устанавливают два сменных объектива — короткофокусный и длиннофокусный. Кратность изменения фокусного расстояния всей оптич. системы при этом сохраняется.
Фокусное расстояние ОПФ можно несколько увеличить посредством т. н. удлинителя — отрицательного двух линзового ахромата с увеличением 1,5—3х. Однако применение удлинителя уменьшает угловое поле и относительное отверстие ОПФ.
В. И. Кузичев.

ВАРИООБЪЕКТИВ, объектив с переменным фокусным расстоянием, содержащий неск. перемещающихся относительно друг друга оптич. компонентов, образующих т. н. вариатор, н неподвижный задний компонент — корректор остаточных аберраций вариатора. Оптич. система В. исправлена в отношении остаточных аберраций как единое целое. Перемещением компонентов вариатора обеспечивается непрерывное изменение фокусного расстояния, при этом плоскость изображения остаётся неподвижной и относительное отверстие сохраняется постоянным. По схеме В. выполнены, напр., фотографические объективы «Рубин» и «Янтарь», киносъёмочный объектив "Вариогоир-2"

ТРАНСФОКАТОР, объектив с переменным фокусным расстоянием, состоящий из собственно объектива и расположенной перед ним афокальной насадки переменного увеличения. Плавное изменение фокусного расстояния Т. в некотором диапазоне достигается механич. перемещением оптич. компонентов афокальной насадки. При этом плоскость изображения остаётся неподвижной и относительное отверстие сохраняется постоянным во всём диапазоне изменения фокусного расстояния. Устранение остаточных аберраций производится независимо и самостоятельно для каждой из частей Т., что позволяет использовать одну и ту же афокальную насадку с различными объективами. По схеме Т. выполнены, напр., киносъёмочные объективы «Метеор-4» и «Агат-бА».
in7sky
Объектив-трансфокатор ГРАНИТ-11


!!! Скрытая ссылка !!! Зарегистрируйтесь, чтобы её увидеть!
in7sky
Перелистывая энциклопедию ФОТО КИНО ТЕХНИКА в статьях на букву Т нашел следующую информацию:

ТРИПЛЕТ (от лат. triplus — тройной), объектив, простейший анастигмат , состоящий из трёх линз.
В СССР объективы "Триплет" обозначаются буквой Т. Первый объектив триплет был разработан англ. оптиком Г. Тейлором в 1894; к 1980 разработано св. 100 моделей объективов "триплет".
В наиболее распространённых моделях первая и последняя линзы положительные, средняя — отрицательная; апертурная диафрагма находится между второй и третьей линзами.

До появления лантановых стёкол объективы Т. имели относит. отверстие не более 1 : 3,5 при угловом поле не более 55°; применение лантановых стёкол позволило увеличить относит. отверстие объективов "триплет" до 1 : 2,4.
Разрешающая сила объективов "триплет" ~ 30 лин/мм в центре поля и ~15 лин/мм по полю.

Объективами такого типа комплектуются фотоаппараты Смена, Вилия, Любитель и любительские 8-мм кинокамеры ЛОМО, а также диапроекторы, напр. Свет, Этюд, Альфа, Свитязь. Дальнейшим развитием оптич. схемы Т. является объектив Иидустар.
В таблице приведены осн. характеристики нек-рых наиболее распространённых объективов "триплет".


Из текста следует что короткофокусные светосильные объективы Т-40, Т-41, Т-54, Т-55 содержат компоненты из лантанового стекла.
in7sky
Кинообъектив Сатурн-5 f12,5/1:1,8 для 8-мм любительских камер.


Найти камеру (модель) где он устанавливался пока не удалось.

!!! Скрытая ссылка !!! Зарегистрируйтесь, чтобы её увидеть!
3-я линза объектива "Сатурн-5" возможно изготовлена из СТК-12 (это "лантановое"стекло).
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.